«Аватар»,
«Игра престолов»,«Притяжение»:
из чего сделаны сюжеты
про любовь к врагу


Сравнительная таблица
Текст: Антон Хитров
Любовь к врагу — сюжет, достаточно востребованный поп-культурой, и разные его инкарнации имеют общие черты. Чтобы выяснить, чем похожи и чем отличаются разные версии этого сюжета, давайте сравним восемь произведений из разных поп-культурных жанров: «Игру престолов», а точнее, сюжетную линию Игритт и Джона Сноу, «Аватар» Джеймса Кэмерона, диснеевский мультфильм «Покахонтас», мюзикл «Вестсайдская история», китайский экшен-фильм «Дом летающих кинжалов», ромком о зомби «Тепло наших тел», сатирический сериал «Безмозглые» и отечественный блокбастер «Притяжение».
В мюзикле, переосмысляющем «Ромео и Джульетту» Шекспира, Верона меняется на Нью-Йорк, а кланы Капулетти и Монтекки — на банды белых американцев The Jets и пуэрториканских иммигрантов The Sharks, воюющих за жалкий кусочек улицы.
Тони — местный Ромео — недавно вышел из банды, чтобы зарабатывать честным трудом. Его лучший друг Рифф, главарь банды, наотрез отказывается понимать, что им движет.
Пуэрториканка Мария — сестра властного и вспыльчивого Бернардо, лидера банды Акул. Но это не считается.
Тони и Мария знакомятся на танцах, где главари договорились встретиться для официального объявления войны — и влюбляются друг в друга с первого взгляда, как и в трагедии Шекспира.
Ни Мария, ни Тони не вовлечены в войну Акул и Джетов изначально и считают ее глупостью.
Тони, хоть и вышел из банды, участвует в уличной разборке — естественно, на стороне своих; правда, в драку его втягивают случайно — на самом деле он пытался разнять соперников.
Мария находит союзницу в лице своей подруги Аниты, жены, а позже вдовы Бернардо: она горюет по мужу и ненавидит Джетов, но соглашается помочь Марии, видя, как сильна ее любовь.
В отличие от первоисточника, то есть «Ромео и Джульетты», в «Вестсайдской истории» погибает только Тони — ловит пулю от ревнивого соперника из рядов Акул.
Когда Тони умирает на руках у Марии, она обращается к Акулам и Джетам с гневной речью про ненависть, разрушающую жизни; пораженные бандиты опускают оружие и вместе помогают унести тело Тони. Примирения как такового зрителям не показывают, но есть все основания на него надеяться.
По версии Disney, британские золотоискатели приплыли в Вирджинию за золотом, которого там нет. Коренные жители говорят, что никогда не видели этого металла — но колонизаторы им не верят и хотят силой заставить аборигенов показать им золотые месторождения.
Дочь вождя Покахонтас — странная: одна бегает по лесам, разговаривает с ивами, водит дружбу со зверями и птицами и не хочет замуж за лучшего воина племени. Отец и лучшая подруга только пожимают плечами.
Английский капитан Джон Смит работает на жадного губернатора Джона Ретклиффа, который ни во что не ставит и коренных американцев, и собственных земляков.
Покахонтас следила за Смитом, едва он высадился на берег; когда они столкнулись у водопада, то сразу понравились друг другу. Правда, потом у них была размолвка из-за того, что капитан нечаянно назвал подругу дикаркой.
Поначалу Смит смотрит на Покахонтас и ее образ жизни свысока, заявляя, что белые люди — благодетели, которые подарят ее народу цивилизацию. Но скоро англичанин понимает, что аборигены живут едва ли не счастливее его собственных соплеменников.
Дело в том, что война в «Покахонтас» заканчивается, не успев начаться. По-настоящему хотел воевать только губернатор Ретклифф.
Узнав о планах Ретклиффа напасть на деревню, Смит уверяет англичан, что коренные жители — не дикари, а золота у них нет, и ссылается на знакомство с неким туземцем, имея в виду, конечно же, Покахонтас. Ему никто не верит.
В мультфильме гибнет лишь один герой — тот самый воин, которого прочили в женихи Покахонтас. Все прочие остаются живы. Правда, влюбленным приходится расстаться, потому что Смит ранен и должен ехать лечиться в Лондон.
Когда Смит закрывает вождя от пули взбесившегося Ретклиффа, он становится другом племени. Вдохновленные капитаном англичане свергают кровожадного губернатора, заключают мир с туземцами и принимают от них подарки — кукурузу и тому подобные местные диковинки.
Летающие кинжалы — Робин Гуды средневекового Китая: они грабят богатых, раздают деньги бедным и борются с деспотической императорской властью. Естественно, государство защищается, выставляя против разбойников полицию и солдат.
Трудно провести грань между полицейским Цзинем и его альтер-эго по кличке Ветер, которым тот пользуется, чтобы втереться в доверие к Сян Мэй, девушке из Летающих кинжалов. Ветер — независимый, своевольный и насмешливый — не похож на других полицейских, но не стоит забывать, что это все-таки маска. По крайней мере, поначалу.
Начальник Цзиня, капитан полиции Лю, только кажется рассудительным и добрым: на самом деле он жесток, ревнив и вообще не тот, за кого себя выдает.
Цзинь и Сян Мэй знакомятся в увеселительном доме под названием «Пионовый сад»: подозревая в новой танцовщице шпионку «Летающих кинжалов», полицейский посещает заведение под личиной развязного пьяного клиента. Убедившись, что Сян Мэй — преступница, стражи порядка бросают девушку в тюрьму; освобождать ее приходит тот самый неприятный клиент (план Лю и Цзиня — заручиться доверием разбойницы и последовать за ней в убежище Летающих кинжалов).
Сян Мэй — горячая сторонница Летающих кинжалов — готова бросить сестер и братьев по оружию, чтобы сбежать с незнакомцем по имени Ветер и самой стать свободной, «как ветер».
Цзинь вынужден убивать солдат, преследующих Сян Мэй, чтобы закончить секретную миссию и добраться до Летающих кинжалов — но он сожалеет об этом и даже не думает перейти на сторону разбойников.
Происходит нечто прямо противоположное. Перед решающим сражением солдат и разбойников влюбленные герои (как и сам фильм!) резко теряют интерес к этому конфликту: их уже ничто не волнует, кроме друг друга.
Фантастически красивая дуэль между Цзинем и другим претендентом на руку Сян Мэй — из числа Летающих кинжалов — заканчивается смертью всех троих.
Мы так и не узнаем, чем именно закончилась война правительства с Летающими кинжалами, но примирением там и не пахло.
У на'ви — «диких» коренных обитателей планеты Пандора — немало поводов ненавидеть пришельцев-людей, которые вырубают их священные деревья и вынуждают их переселиться с нажитого места. Землянами тоже движет хоть и корыстный, но какой-никакой мотив: они хотят переселить аборигенов, чтобы добывать в их деревне полезные ископаемые (и даже честно пытаются попросить вежливо).
Джейк Салли — во-первых, инвалид-колясочник, недостаточно богатый, чтобы позволить себе новые ноги (речь идет о высокотехнологичном будущем). Во-вторых, он недалекий морпех, который по чистой случайности затесался в компанию к высоколобым ученым, исследующим планету Пандора.
Морпех Салли не сразу срабатывается с учеными — но быстро находит общий язык с полковником Куоритчем, главой землян по безопасности, и начинает работать на него втайне от надменных коллег. Поначалу Джейка не смущает, что новый босс — тот еще расист.
Блуждая по джунглям Пандоры в аватаре, синтетическом «аборигенном» теле, Джейк натыкается на Нейтири, настоящую аборигенку и дочь вождя. Она спасает неосторожного морпеха от хищников — но приходит в ярость из-за того, что по вине Салли ей пришлось убивать живых существ. Нейтири просто прогнала бы незваного гостя из леса, если бы внезапно не увидела знак, которым божество ее народа отметило Джейка.
Обучаясь у Нейтири языку и обычаям на'ви, туповатый морпех без убеждений полностью перерождается — теперь он ощущает себя частью племени и всего первобытного мира Пандоры.
Человеку Джейку Салли, прикованному к инвалидной коляске, терять было особенно нечего — в отличие от синекожего Джейка-на'ви, у которого есть дом, семья и любовь. Поэтому, когда земляне разочаровываются в дипломатии и решают уладить вопрос силой, Салли без колебаний встает на защиту своей новой родины.
Узнав, что земляне готовятся к атаке, Салли уговаривает их подождать еще немного — он надеется, что племя прислушается к нему и покинет деревню. Но переговоры проваливаются, и люди все-таки нападают.
Для на'ви, Нейтири и Джейка, окончательно переселившегося в новое тело, все заканчивается хорошо — в отличие от людей, которых выгоняют домой, на умирающую Землю.
Ученым, которые с самого начала симпатизировали на'ви больше, чем жадным соплеменникам, аборигены разрешают остаться — но о мире с остальными землянами не может быть и речи.
Жители Семи королевств побаиваются соседей, живущих к северу от Стены, и презрительно зовут их одичалыми. Братья Ночного дозора — условно говоря, пограничники — давно забыли, зачем эта организация создавалась, и верят, что их главная обязанность — не пускать одичалых за Стену. В то же время между одичалыми и «цивилизованными» северянами нет почти никакой разницы; как замечает Тирион Ланнистер, один из самых мудрых персонажей сериала, «от одичалых нас отличает только одно — по какую сторону Стены оказались наши предки».
Новобранец Ночного дозора Джон Сноу — побочный сын очень высокопоставленного лорда (вернее, думает, что это так). Он вырос вместе с его законными детьми, но чувствовал себя лишним. Впрочем, и на Стене, среди дозорных, Джону ненамного легче. Некогда славный орден теперь почти целиком состоит из ссыльных преступников, и мальчики из хороших семей попадают сюда редко.
Вообще, в командовании Ночного дозора есть офицер по имени сир Алиссер —консерватор и садист, который видит в каждом одичалом личного врага. И да, какое-то время Джон был его подчиненным. Но сир Алиссер точно не главный злодей «Игры престолов».
Джон Сноу встречает одичалую воительницу Игритт во время вылазки за Стену и берет ее в плен, надеясь выспросить у нее планы соплеменников. Но хитрая девушка заводит разведчика в ловушку, и он сам становится пленником одичалых. Позже, во вражеском лагере, Джон выдает себя за дезертира-перебежчика — и мало-помалу завоевывает расположение Игритт.
В сущности, вся сюжетная линия Игритт и Джона нужна, чтобы Сноу в конце концов научился мыслить критически, а не слепо следовать социальным догмам: полезнейшее качество в мире «Игры престолов», как показали последние сезоны.
Пока Сноу шпионит за одичалыми, он так убедительно изображает предателя, что даже зрители ему верят — но Джон слишком правильный, чтобы между любовью и долгом выбрать первое.
По правде говоря, пока Джон был обычным дозорным, он не пытался, да и не мог помирить однополчан и соплеменников Игритт — но, став лордом-командующим, приложил немало усилий, чтобы остановить вековую вражду. Правда, Игритт до этого не дожила.
Когда Игритт нападает на Стену вместе с другими одичалыми, она готова убить бывшего возлюбленного, небезосновательно считая, что тот ее предал — но в итоге гибнет у него на руках от стрелы одного из дозорных.
Вскоре после битвы с одичалыми и гибели Игритт братья Ночного дозора избирают Джона лордом-командующим — и тот немедленно заключает союз с одичалыми, чтобы дать отпор общему врагу, армии живых мертвецов. Старые обиды забылись не сразу — но на нынешний момент конфликт одичалых и дозорных совершенно исчерпан, и бывшие враги вместе защищают Стену от нежити.
В этом постмодернистском миксе зомби-хоррора с «Ромео и Джульеттой» горстка людей противостоит плотоядным живым мертвецам. Причины их нелюбви друг к другу вполне очевидны.
Р — необычный зомби: он мыслит, общается с себе подобными и способен сострадать. Но в мире этого фильма зомби в принципе не похожи на стандартных монстров — за исключением самых опустившихся, которые выглядят как ходячие скелеты. Что касается Джули, она обычная компанейская девушка.
Джули — дочь сурового полковника Гриджио. Зомби убили его жену, и полковник до последнего не верит, что к мертвецам возвращается сознание.
Джуди с другими сталкерами выбирается за защитные укрепления выживших в поисках лекарств — но в аптеке на них нападает стая зомби во главе с Р. Мертвец убивает и съедает ее бойфренда Перри — и вместе с мозгом получает его воспоминания. Вместо того, чтобы сожрать перепуганную Джули, он уводит ее из опасного места и прячет от соплеменников.
Джуди понимает, что любовь может оживить мертвеца — и начинает видеть в чудовищах несчастных людей. Р с каждым часом становится человечнее и перестает охотиться на людей.
В конце фильма Р и другие зомби, вернувшиеся к нормальной жизни, помогают людям уничтожить самых безнадежных мертвецов, в которых уже никогда не будет ничего человеческого. Так что в каком-то смысле он перебежчик.
Отбив Джули у толпы собратьев, Р невольно напоминает им, что значит быть людьми — и те начинают оттаивать вслед за ним. Джули тоже перетягивает выживших на свою сторону, показывая им, что происходит с Р. В конце концов ей удается убедить даже отца, полковника Гриджио.
Р и Джули выживают и становятся обычной парой.
Почти все зомби преврашаются в людей и возвращаются в человеческое общество.
Сериал «Безмозглые» — политическая сатира на радикалов любого толка, что республиканцев, что демократов: чем агрессивнее человек отстаивает свои убеждения, тем больше вероятность, что его мозг заражен инопланетным жуками. Пример главных героев показывает, что правые и левые могут сотрудничать несмотря на разницу во взглядах.
Лорел работает ассистенткой своего брата, сенатора от Демократической партии, но среди политиков чувствует себя чужой: на самом деле девушка мечтает снимать документальное кино об этнической музыке.
Босс Гаррета — бессовестный сенатор-республиканец Ред Уитус — самый влиятельный из политиков, зараженных инопланетными паразитами.
Босс Гаррета — бессовестный сенатор-республиканец Ред Уитус — самый влиятельный из политиков, зараженных инопланетными паразитами.
В первую встречу Гаррет пользуется неопытностью Лорел, чтобы манипулировать ее братом-сенатором. Когда Лорел это понимает, она приходит в бешенство.
Это очень важно: несмотря на роман, ни Лорел, ни Гаррет не отказываются от своих взглядов, какими бы разными они ни были.
Герои быстро осознают, что настоящая вражда идет не между республиканцами и демократами, а между радикалами (то есть зараженными) и людьми умеренных взглядов.
Лорел снимает видеоролик, чтобы вразумить всех незараженных людей и предупредить их об опасности радикализма.
Герои находят способ бороться с паразитами — правда, с исчезновением жуков радикалов не становится меньше.
Демократы и республиканцы продолжают соперничать — другое дело, что счастью героев это не мешает.
После того, как российские военные сбивают НЛО, которое, падая, разносит пол-Чертаново, местные жители винят во всем инопланетян — и собирают фашистского вида ополчение, чтобы вытурить незваных гостей с Земли. У тех нет ни малейшего желания воевать.
Нет, это не москвичка Юля — она-то как раз обычная старшеклассница. Речь о ее возлюбленном, человекоподобном пришельце по имени Хэкон — единственном из инопланетян, который верит в будущее человечества и хочет установить с ним контакт. Так-то у нас во вселенной репутация не очень.
По правилам жанра, главным злодеем должен быть отец Юли, полковник Лебедев — но нет, это ее бывший бойфренд Артем, который становится лидером ополченцев. Военные проявляют агрессию только в начале фильма, — когда сбивают корабль — а потом занимают выжидательную позицию.
Юля приходит к месту крушения корабля, чтобы отомстить за погибшую подругу. В руинах многоэтажки она встречает Хэкона, стреляет в него из отцовского пистолета и чуть не гибнет сама, сорвавшись с большой высоты — но невредимый пришелец спасает девушку.
В детстве Юля любила представлять, что звезды — это глаза ангелов, которые приглядывают за Землей. Потеряв мать, она решила, что люди вселенной безразличны — но встреча с человеколюбивым пришельцем возвращает ей веру в доброту мироздания.
Юля помогает новому другу украсть с охраняемого военного объекта артефакт, без которого тот не может вернуться домой — что, в сущности, классифицируется как измена.
По пути к кораблю на Юлю и Хэкона нападает банда Артема. Юля кричит, что инопланетяне безвредны и вообще «лучше нас» — но парни все равно развязывают драку, которая ничем хорошим не заканчивается.
Любовники расстаются — по крайней мере, до сиквела — но все-таки выживают, хотя нам и внушают буквально до последнего кадра, что Хэкон мертв.
В конце фильма полковник Лебедев сумел попасть на корабль и пообщаться с искусственным интеллектом, который им управляет. Тот заверил его, что человечество не так безнадежно, как казалось из космоса.
Бессмысленная вражда
Чужой среди своих

Подчиненный главного злодея

Неприятное первое впечатление

Смена мировоззрения
Перебежчик
Попытка переубедить своих
Трагический финал
Примирение врагов
Покахонтас
Вестсайдская
история
Дом
летающих
кинжалов
Аватар
Игра
престолов
Тепло
наших
тел
Безмозглые
Притяжение